Классификация материала
Вагонку выпускают различной формы, размера, сечения.
В зависимости от этого различают виды:
- Стандарт. Базовая основа имеет сечение в форме скошенной под углом трапеции с пазами на обратной стороне. Соединяется по типу шип-паз.
- Евровагонка. Отличается более широким шипом для надежного крепления. После установки на плоскости просматриваются продольные углубления.
- Штиль. Тип вагонки имеет скругленные углы, в остальном у этого вида нет разницы со Стандартом.
- Софтлайн. Считается премиальной категорией для отделки дома. Ребра полос скруглены плавно, поэтому поверхность получается почти идеально ровной.
Американку применяют для создания эффекта «елочки» на фасаде. Ламели отличаются непараллельным расположением внешней и внутренней стороны, поэтому каждая доска обшивки устанавливается под небольшим наклоном.
Экстра
К сорту относят панели, на плоскости которых с двух боков не выявлено никаких дефектов.
Такой вид произвести трудно, несмотря на высокую стоимость:
- легче вырезать необходимые куски материала из стволов дуба или сосны, т. к. породы не склонны к образованию сучков и гниению;
- ель и березу используют реже — нужные размеры по длине трудно выбрать на бревнах, которые изобилуют сучками, отсюда повышенная стоимость вагонки.
Премиум
Производят из лиственницы, липы, кедра. Отличие от сорта Экстра в присутствии минимального числа трещин или живых сучков. Такую вагонку применяют для внутренней облицовки любых строений и фасадной отделки.
Особенности изделий:
- допускают по 1 дефекту на погонном метре;
- производят из срединной части крупных стволов;
- стоят дешевле класса Экстра.
Обычно сучки или трещины располагаются у конца ламели, поэтому их срезают и получают материал без дефекта по низшей стоимости. После установки обрабатывают защитными составами.
Класс А
От предыдущего сорта отличается тем, что помимо одного сучка допускаются мелкие трещины длиной до 2 мм. Для производства используют сердцевину толстых деревьев или внешнее кольцо.
Особенности сортировки:
- разрешают на погонном метре одновременно 1 невыпадающий сучок и 1-2 трещины (до 3 см длиной);
- для изготовления берут хвойные породы, из лиственных предпочтительнее береза, бук и липа, осина.
При окончательной отделке применяют шпаклевку для заделки трещин и укрепления мест вокруг сучков. Сверху окрашивают бесцветными лаками или матовыми составами. Используют для комнат, коридоров, балконов, фасадов, облицовки внутри бань (липа).
Класс В
Вагонку изготавливают из наружных слоев древесного ствола, иногда используют боковые части при распиловке брусьев. Берут для производства породы дерева: пихту, березу, бук, вяз, ольху. Из хвойных применяют сосну и ель.
Порядок подбора экземпляров вагонки сорта В:
- разрешают по 2 смоляных кармана и сучка на 1 п/м;
- допускают несквозную трещину (до 3 см) или скол;
- принимают присутствие размытых темных пятен, неконтрастных по отношению к основному фону.
Вагонку класса В устанавливают в качестве отделки в нежилых, технических помещениях. Материал подходит для обшивки стен и потолков в коридорах, кладовых, сухих подвалах. Дизайнеры используют живописные сучки для оформления интерьеров в эксклюзивном стиле.
Класс С
Некачественные экземпляры изготавливают из различных пород дерева. Чаще применяют недорогие хвойные виды, лиственные почти не используют.
Количество дефектов материала класса С:
- большие трещины (от 3 см);
- сколы на поверхности, искривления ламели;
- неверно выполненный замок;
- некрасивая текстура, пятна.
Выпиливают из заболони ствола. Многочисленные дефекты приводят к неудобствам при монтаже, т. к. нужно подбирать каждый элемент. Вагонку этого класса ставят в гаражах, сараях. Доски делают небольшой протяженности (до 2 м), т. к. длинные ламели при сушке слишком искривляются.
Краткая сравнительная характеристика
В отделке комбинируют сорта Премиум и Экстра, при этом первый вид делят на куски, которые используют в малозаметных местах, например, за батареей, на наклонных плоскостях, откосах. Цельные ламели без изъянов устанавливают на плоскости видимой стены.
Класс А больше подходит для обшивки фасадов шкафов, внешних стен дома. По сравнению с Премиум материал стоит дешевле, но его можно делить на отрезки подходящей протяженности, чтобы выбрать детали с чистой поверхностью. Два сорта А и Премиум также комбинируют в отделке. Вагонка категории С не используется в интерьере жилых комнат и снаружи дома.
Как крепить
Монтировать деревянную вагонку можно с помощью саморезов, гвоздей или специальных фиксаторов – кляймеров. Каждый способ имеет свои особенности и преимущества. Если вести речь о том, как правильно крепить вагонку, то выбрать можно любой из них. Сам выбор зависит от того, чему отдаётся предпочтение: внешнему виду облицовки, скорости монтажа, возможности быстрого и простого демонтирования обшивки.
Соединение «шип-паз» образует сплошную поверхность без сквозных щелей Источник stroiremdoma.ru Разберём каждый способ подробно.
Сквозное крепление
Это самый быстрый способ монтажа, но не самый эстетичный, так как на поверхности облицовки остаются видны шляпки крепёжных элементов. Их при желании можно утопить в тело доски, а углубления зашпаклевать либо закрыть штифтами из той же породы древесины, что и вагонка, после чего зашлифовать. Однако точки крепления все равно останутся заметными.
В описываемом случае приходится тщательно выбирать, чем крепить вагонку. Рекомендуется использовать не гвозди, при вбивании которых высок риск расколоть доску вдоль волокон древесины, а устойчивые к коррозии оцинкованные саморезы. Под них в каждой дощечке на месте её пересечения с обрешёткой предварительно просверливаются сквозные отверстия диаметром чуть меньше диаметра метиза.
Саморезы лучше вкручивать попарно, отступив по 1-1,5 см от краёв ламели Источник parki48.ru
Также сквозное крепление используют для фиксации первой и последней доски вагонки в углах.
Скрытое крепление
Этот способ позволяет сохранить целостность деревянного покрытия. В качестве крепежа используют небольшие саморезы или гвозди с маленькой шляпкой длиной 5-6 см. Алгоритм крепления выглядит так:
- первую вагонку устанавливают шипом в угол и фиксируют сквозным креплением. При этом обязательно контролируют вертикальный уровень;
- в местах пересечения вагонки с брусками обрешётки тонким сверлом делают сквозные отверстия на внутренней стороне паза, направляя сверло под углом 45о к поверхности;
- в подготовленное отверстие вкручивают саморез или вбивают гвоздь так, чтобы их шляпка была утоплена в древесину и не препятствовала установке следующей ламели. В случае с гвоздями для этого используют добойник;
- вторую доску загоняют шипом в паз уже установленной и повторяют процесс;
Схема скрытого крепления вагонки гвоздями Источник izvagonki.ru
последнюю доску при необходимости обрезают по ширине и фиксируют сквозным креплением по краю. Впоследствии места сквозного крепления можно будет закрыть декоративными уголками или плинтусом.
Крепление на кляймеры
Кляймеры – это металлические фиксаторы, позволяющие сохранить целостность вагонки, прочно закрепить её на каркасе, а при необходимости легко демонтировать облицовку.
Чтобы понять, как крепить вагонку кляймерами, потребуется описание этого крепёжного элемента. Это металлическая пластинка с отверстиями по краю, через которые она фиксируется на каркасе. В средней части пластинки устроен язычок, который насаживается на паз вагонки и удерживает её на месте.
Кляймеры могут отличаться формой и размерами, но самое важное – это высота, на которую приподнят язычок. Она должна быть равна толщине стенки паза деревянной панели
Поэтому перед тем, как крепить евровагонку к стене, убедитесь, что кляймеры предназначены именно для этого вида облицовки.
При использовании кляймеров деревянная панель остаётся невредимой Источник parki48.ru
Технология монтажа очень простая, она не требует предварительного высверливания отверстий. Кляймер просто надевается на паз уже закреплённой первой доски вагонки, и сквозь отверстия на пластинке крепится к обрешётке. Толщина язычка не помешает вставить в паз шип следующей панели, которая фиксируется аналогичным образом.
Для закрепления кляймеров можно использовать как гвозди, так и саморезы Источник parki48.ru
Размеры
При выборе вагонки большая роль отводится ее размеру – длине, ширине и толщине доски. Он этих параметров зависят как прочностные характеристики, так и дизайн облицованной поверхности. Чаще всего используются элементы типовых размеров.
В частности, евростандарт рекомендует вагонку шириной 88 мм (плюс шип 8 м), толщиной 12,5 мм и длиной от 1,2 до 4,5 м. В то же время в продаже имеется широкий выбор маркоразмеров. Так, вагонка по длине выпускается от 30 см до 6 м (шаг — 10 см). Толщина может колебаться от 12 до 25 мм. Ниже в таблицах представлены более подробные параметры размеров материала.
Для внутренних работ обычно используют деревянную вагонку толщиной от 13 мм до 16 мм. Для наружных работ применяют вагонку (в народе колхозница) толщиной от 16 мм до 25 мм.
Как покрасить вагонку под беленый дуб
Светлые оттенки постепенно вытесняют модные до недавней поры темные уютные интерьеры. Одним из современных трендов стало использование техники «беленый дуб», который представляет собой особую технологию окраски древесины.
Светлая вагонка на стенеИсточник www.homeawakening.com
Целью такой покраски является создание контраста между оттенком натурального дерева и выбеленной поверхностью. Чем больше выражен контраст, тем ценнее полученный результат.
Как результат такой обработки, под тонким слоем лака четко просматривается текстура древесины, а сама поверхность приобретает изысканную матовость.
Отделка потолка беленой вагонкойИсточник www.pinterest.com
Возможные варианты цветов дерева при применении данной технологии:
- темный или светлый;
- состаренная поверхность;
- желтоватая или розоватая поверхность;
- сероватый оттенок с легкими сиреневыми нотками (это наиболее ценный вариант).
Необычная покраскаИсточник lesobirzha.ru
Эффекта «беленого дуба» можно достичь несколькими способами:
- Использовать готовую тонировку (морилку) «Беленый дуб» или «Иней». Ее наносят два раза совсем тонким слоем.
- Масло с воском. Цвет выбирается по своему усмотрению. Можно нанести в два тонких слоя. Можно нанести один раз толстым слоем и затереть тряпкой для получения четкой текстуры.
- Пигментная грунтовка с полиуретаном (название «белый» или «выбеленный»). Ее разводят в большом объеме разбавителя (80% от всего объема). Со временем такая поверхность желтеет.
- Пигментный грунт (акрил). Также разбавляют на 80% разбавителем. Долго сохраняет белизну.
Оформление комнаты в стиле кантриИсточник dizainvfoto.ru
Тонким слоем краску наносят на сухую поверхность дерева. Морилка обычно глубоко впитывается и ложится не совсем равномерно. Лучше подойдет анилиновая краска: она ложится красиво, без потеков и хорошо сохнет. Порошок для изготовления красителя нужно растворить в воде или денатурированном спирте.
Можно применить поникающие красители на ацетоне, с ними нужно быть осторожными. Краску нанести в два слоя, это обеспечивает стойкую матовость поверхности. Завершающим этапом становится обработка шеллаком для получения легкой тонировки. За счет этого удаляется лишняя побелка.
Воск наносят равномерно, затем его нужно протереть тканью или стальной мочалкой. Затем поверхность оставляют досушиваться и снова повторяют обработку. Остатки воска сразу же удаляют.
Результат этой процедуры – ультра-современный дизайн интерьера в деревенском или скандинавском стиле и хорошо защищенная поверхность дерева.
Отделка стен кухни Источник 1povagonke.ru
Bиды вaгoнки
Плaниpyя иcпoльзoвaть вaгoнкy в oтдeлoчныx paбoтax, вaжнo oпpeдeлитьcя c выбopoм мaтepиaлa – oн зaвиcит oт cпeцифики пoмeщeния, в кoтopoм вeдyтcя peмoнтныe paбoты, тpeбoвaний к кaчecтвy и paзмepoв бюджeтa. Cyщecтвyeт нecкoлькo paзнoвиднocтeй вaгoнки – и нe вceгдa мaтepиaлoм для нee cлyжит нaтypaльнoe дepeвo, xoтя этo и caмый pacпpocтpaнeнный вapиaнт.
Baгoнкa из дpeвecины
Дepeвяннaя вaгoнкa нaшлa шиpoкoe пpимeнeниe вo внeшниx и внyтpeнниx видax oтдeлки. Кoмнaтa, oбшитaя вaгoнкoй из нaтypaльнoй дpeвecины, cмoтpитcя пpивлeкaтeльнo, в нeй лeгкo дышитcя. Maтepиaл пoдxoдит в кaчecтвe oбшивки cтeн пpиxoжиx, для oтдeлки cayны или бaни. Нo для пoмeщeний c пoвышeннoй влaжнocтью вaжнo пpaвильнo пoдoбpaть вид дpeвecины – тoлькo в этoм cлyчae oнa пpocлyжит дocтaтoчнo дoлгo.
Какого размера нужна вагонка
Размерностей, интересующих нас, три: длина, ширина и толщина. В первую очередь определитесь, вертикальный у вас будет сайдинг или горизонтальный, и померьте длину стен – это даст вам длину вагонки. Старайтесь рассчитать все так, чтобы получалось как можно меньше отходов, ведь это ваши деньги.
Ширина не так критична, как длина, и может быть практически любой. Однако помните, что чем шире доска, тем более она восприимчива к нагрузкам – а значит, больше шанс ее деформации или поломки.
Толщина вагонки зависит от условий эксплуатации: внутри помещения можно обшить стену самой тонкой, на внешней стене дома лучше взять доску потолще: она и прочней, и лучше прижимает утеплитель (если вы его, конечно, используете). О том, как избежать брака при монтаже вагонки поверх утеплителя, читайте ниже.
Монтаж евровагонки своими руками крепление обшивки, ширина и толщина, покраска
Если вы хотите самостоятельно выполнить обшивку евровагонкой, монтаж ее не составит особого труда, ведь изготовленные по единому стандарту планки несложно соединить между собой и закрепить на направляющих рейках. Однако надо быть внимательным, приобретая материал. Некоторые продавцы и производители пытаются под видом евровагонки предложить совершенно другую продукцию.
Не всякая обработанная рейка имеющая шип и паз может именоваться евровагонкой, размеры которой составляют: толщина – 12,5 мм, ширина доски с пазом 96 мм, без паза – 88. Ширина паза 8 мм исключает образование щелей при высыхании древесины. Длина планок бывает 2; 2.2; 2.4; 2.5; 2.7; 3; 4; и 6м. Данные размеры получаются при обработке древесины на соответствующем оборудовании. Если вы встретите иные размеры, то можете быть уверены, что такие доски изготовлены на устаревшем оборудовании, нередко восстановленным после списания.
Не менее интересен вопрос, сколько стоит евровагонка. Цена материала зависит от нескольких факторов: породы древесины, из которой изготовлена доска, класса и длины. В среднем 1 м2 класса А обойдется в 7-8 долларов, класс В около 6 долларов, а С от 4,25 до 4,75. При этом вагонка большей длины обойдется немного дороже, чем короткая.
Монтаж евровагонки производится на предварительно установленные деревянные направляющие рейки или бруски. Соединение планок выполняется по схеме «шип-паз» и дополнительно фиксируется мелкими гвоздями. Монтаж начинают с дальней от входа поверхности. Сначала делают обшивку всех поверхностей, после чего заделывают места стыков декоративными уголками и плинтусами.
МДФ листы — перспективная альтернатива
Для начала стоит объяснить, что такое МДФ. При обработке дерева отход составляет почти 50 % от общего веса сырья. Для того чтобы избежать больших финансовых потерь, на фабриках опилки используют для создания нового материала. Большие опилки смешивают с клеем, под высокой температурой прессуют в листы ДСП. Мелкий отход используется для формирования листов МДФ (смешивается с воском и прессуется при температуре 700-800 º. При этом дерево выделяет лингин — естественное связующее вещество, которое замещает роль клея или эпоксидной смолы).
МДФ — экологично-чистый материал, который в будущем станет серьезным конкурентом для обычных досок из дерева. Кроме того, МДФ легче обрабатывать, резать, крепить (можно на обычные гвозди). Однако главной проблемой является его недоступность — этот материал имеет очень высокую стоимость. На территории России его практически нигде не производят. На данный момент проще и дешевле приобрести деревянную вагонку.
Преимущества МДФ:
- Простота обработки (резка, сверление, пропитка антисептиком);
- Разнообразный дизайн (внешняя сторона плиты может быть покрыта специальным рисунком);
- Скорость монтажа (монтаж может производиться как на скобы, так и на оцинкованные гвозди);
- Экологичность (этот материал не выделяет вредных веществ даже при перепадах температур).
Недостатки:
- Высокая стоимость, проблемы с наличием даже на больших складах.
Виды вагонки
Рынок строительных материалов предлагает несколько видов вагонки:
- стандартная или «крестьянка»;
- блок-хаус;
- «под брус» или «американка»;
- евровагонка.
Классификация вагонки по видам профиля
Основное отличие этих материалов в их профиле. У «крестьянки» сняты фаски, евровагонка имеет небольшие ровные углубления (полочки, иначе называемые «проточками»), блок-хаус обладает округлым профилем, доска «под брус» отличается правильной геометрией лицевой панели.
Виды вагонки
Евровагонка имеет свои подвиды:
- «Стандарт» или «Классическая»;
- «Штиль»;
- «Софт Лайн».
Эти отделочные материалы отличаются размерами и профилем фаски. У «Стандартной» прямые фаски, у «Софт Лайна» и «Штиля» – округлые.
Деревянная вагонка «штиль»
Любая вагонка соединяется способом шип-паз. Для этого каждая панель оснащена специальным выступом – шипом, и пазом – углублением, в которое заходит шип. У евровагонки более глубокий паз, что обеспечивает плотную стыковку панелей.
Стыковка панелей вагонки
Рынок стройматериалов предлагает и такие виды вагонки, как пластиковая и металлическая. На самом деле это разновидности сайдинга, получившие такое название по причине внешней схожести с этим отделочным материалом. Классическая вагонка деревянная.
Для облицовки фасада бани подойдет любая. Но помимо профиля материала, есть и другие критерии его выбора. Это сортность, порода дерева, степень влагостойкости, коэффициент теплопроводности.
Вагонка четверть
Так выглядит фасад, обшитый вагонкой «четверть»
Разновидность стандартной вагонки – четверть. Так называют материал, с лицевой и тыльной стороны которого выбрана четверть. Монтаж этой вагонки предельно прост, так как невозможно неправильное соединить доски, с обеих сторон которых выбрана четверть.
Для отделки фасадов этот вид отделочного материала непригоден, так как у него отсутствуют шип и паз. По этой причине возможет только горизонтальный монтаж панелей. При вертикальном направлении соединение ламелей будет непрочным.
Вагонка «в четверть»
Вагонка «американка»
Американка – универсальный отделочный материал, который как нельзя лучше подходит для внешней обшивки бани. Ламели вагонки этого типа имеют форму неправильного треугольника. Более широкий торец панели оснащен неглубоким пазом, в который при монтаже заходит узкий торец. Таким образом обеспечивается укладка внахлест, особенностью которой является качественная защита стыков от любых воздействий окружающей среды.
Вагонка «Американка»
Плоская лицевая сторона американки внешне напоминает брус, поэтому второе название этого материала – «под брус». Этот вид вагонки отличается массивностью. Ширина панели составляет не менее 14 см, толщина 2 см. Длина варьируется в пределах 2-6 м.
Вагонка «Американка»
Вагонка блок-хаус
Округлая лицевая сторона блок-хауса позволяет получить эффект отделки оцилиндрованным бревном. Согласно технологии производства вагонки, верхняя часть ламелей имеет шип, нижняя – паз. Блок-хаус изготавливают не только из дерева, но и из металла, винила и пластика. Любой из этих видов отделочных материалов пригоден для обшивки внешних стен бани. За счет правильной геометрии, монтаж блок-хауса прост и удобен.
Блок-хаус деревянный
Блок-хаус размеры
Блок-хаус из кедра
Вагонка «крестьянка»
По неизвестной причине такой замечательный отделочный материал, как стандартная вагонка, называют «крестьянкой» или «колхозницей». Панели этого типа обладают отличительной чертой: они ровные и плоские.
Вагонка «крестьянка» (колхозница)
Более короткий шпунт, чем у других видов вагонки, позволяет соединять ламели «крестьянки» настолько плотно, насколько это возможно. В результате получается сплошная стена, в которой практически нет зазоров. «Крестьянка» – отличный выбор для отделки фасада бани в регионах с постоянными ветрами. Такая облицовка обеспечит строению надежную защиту от потоков холодного воздуха.
Вагонка «крестьянка»
Евровагонка
Все виды евровагонки оснащены вентиляционными желобами, расположенными вдоль панели на ее тыльной стороне. Они обеспечивают выход влаги, поступающей от стен бани. Если не предусмотреть вентиляцию, укрепленную на стене вагонку непременно поведет.
Евровагонка
Профиль полотен разный, соответствующий виду этого материала. Но качество стружки всегда на высоте. Евровагонка сортов А и В поступает в продажу в полиэтиленовых пакетах, что гарантирует сохранность целостности и чистоты материала.
Панели евровагонки
Преимущества вагонки как отделочного материала
Сегодня вагонка — материал, который можно отнести в группу универсальных видов отделки. Она может похвастаться оригинальным дизайном, в собранном виде полотно обеспечивает звуко- и теплоизоляцию. Ламели, имеющиеся в продаже, это готовый вариант отделки, не требующий дополнительной обработки. Устанавливаются они достаточно просто. Любой, владеющий элементарными строительными навыками, способен самостоятельно отремонтировать весь дом.
Что такое вагонка? Это длинные полоски разной формы и размеров. Они специально создаются для внутренней отделки жилых помещений. Сегодня в качестве основы используются разные виды материалов. У каждого изделия свои преимущества и недостатки, их нужно учитывать, для того чтобы знать, какую вагонку лучше использовать для внутренней отделки дома.
Какую вагонку нужно выбрать для внутренней отделки дома – полезные советы
11 ноября 2018
Прочитать позже
Отправим материал на почту
В статье речь пойдет о том, какую вагонку выбрать для внутренней отделки дома, какие виды ламелей существуют, из каких материалов их сегодня изготавливают, как используются разные варианты изготовления при декорировании жилых помещений. Фото позволят наглядно увидеть отличия разных видов вагонки, видео покажет, как устанавливаются профили.
Любые ремонтные работы заканчиваются финишной отделкой. Именно благодаря ей внутреннее пространство загородного дома приобретает тот внешний вид, который соответствует представлениям хозяев о комфорте и домашнем уюте. Сегодня для обозначенных целей можно использовать разные материалы, современный рынок предлагает огромный ассортимент, но традиционно многие владельцы частных участков предпочитают использовать вагонку. Она обладает рядом положительных характеристик. Именно они и определяют ее популярность.
№3. Какого размера вагонка нужна?
Первое, с чем необходимо определиться, так это длина вагонки. Исходить нужно из того, какую поверхность вы будете обшивать, и стремиться к образованию минимума отходов. Понятно, что для балкона подойдут более короткие ламели, а для обшивки фасада или стен в комнате необходима вагонка с достаточной длиной. Подобрать необходимый материал не составит труда, так как вагонка продается с шагом в 10 см, начиная от 30 см и до 6 м. При проведении расчетов также стоит учитывать, что часто даже самый качественный материал нуждается в торцевании краев.
Ширина выбирается в зависимости от дизайнерской задумки, но учитывать стоит тот факт, что более узкая вагонка будет более стабильной. Чем шире материал, тем он более склонный к деформациям. В последнее время нередко используют интересный способ — сочетание разной по ширине вагонки, за счет чего достигается оригинальный эффект.
Что же касается толщины вагонки, то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой утеплителя, то лучше выбрать материал потолще — он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.
При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку. Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.
Какая древесина лучше
Вагонка может изготавливаться как из хвойных, так и из лиственных пород древесины: ольхи, дуба, ясеня, сосны, ели, а также сибирской лиственницы. Последняя благодаря своим уникальным природным свойствам, считается одним из наиболее оптимальных вариантов для внешней и внутренней отделки помещений, независимо от климата и условий эксплуатации.
В первую очередь лиственница ценится за свою прочность и устойчивость к различным негативным факторам, будь то солнечные лучи, перепады температуры или повышенная влажность. Кроме того, под воздействием влаги это дерево становится еще прочнее. Концентрированное содержание камеди в составе древесины препятствует возникновению и распространению грибков, плесени, а также насекомых-древоточцев. При этом внутренняя отделка сибирской лиственницей оказывает и благоприятное воздействие на здоровье человека, параллельно создавая атмосферу настоящего уюта.
Автор проекта Lavka-Design
Что касается эстетических качеств этой породы древесины, то она может похвастаться большим количеством оттенков, оригинальным рисунком волокон, а также текстурой. Сибирская лиственница не нуждается в дополнительной обработке химическим составами, при этом владелец всегда сможет изменить ее оттенок при помощи специальных лаков.
Автор проекта Olland Studio
Какой размер вагонки заказывать
Выбирая длину вагонки необходимо учитывать габариты отделываемых плоскостей, чтобы избежать большой количества отходов и, соответственно, лишних денежных затрат. Также следует иметь в виду, что даже самая качественная доска может потребовать торцевания краев. Чем уже доска, тем она стабильнее. Более широкая вагонка бывает склонна к деформации, а также меньше устойчива у различным механическим нагрузкам.
Иногда для достижения того или иного декоративного эффекта применяют вагонку различной ширины, собранную в определенном порядке. Вагонка с толщиной 12 мм очень легка, поэтому отлично подходит для внутренней отделки помещений. Для внешней облицовки лучше всего использовать более толстые ламели с толщиной 15-20 мм, которые будут прочно прижимать толстый слой утеплителя, а также обеспечивать большую прочность и жесткость.
Интерьер от BottegaDesign
Интерьер от Жени Ждановой
Интерьер дело рук Ольги Чурюмовой и Раисы Согоновой
Дизайн от Xenia Design Studio
Автор проекта Евгений Мещерук
Стандарты деревянной вагонки – ГОСТ и DIN
Производство вагонки регламентируется стандартами: ГОСТ 8242-88, DIN 68-126/86, ТУ. Стоит отметить, что немецкий стандарт ДИН более требователен к качеству, нежели российский ГОСТ.
Прежде чем вагонка поступит в продажу, определяется ее сорт. Чем меньше дефектов, сучков и шероховатостей тем выше класс вагонки. Отечественным сортам 1, 2 и 3 соответствуют европейские – Класс «А», «В», «С». Кроме того, европейские, а затем и российские производители стали предлагать вагонку класса «элит» или «экстра».
Технические условия деревянной вагонки DIN 68-126/86
Сортность деревянной вагонки DIN 68-126/86
Чем определяется цена
Стоимость такого материала как евровагонка зависит от множества факторов. Сюда входят и размеры доски, и вид древесины, из которого она изготовлена (сосна, липа, и т.д.), и качество изготовления самой доски. Поэтому, когда нужна евровагонка, купить её не составит проблем, вот только цена может быть разная.
Конечно, можно купить нестандартную вагонку, например длиной или шириной отличающейся от установленной, её цена будет меньше, или доску класса С, с отверстиями от сучков. В таком случае цена тоже будет меньше. Отверстия от сучков заделывают либо деревянными пробками, либо пеной.
Толщина x Ширина x Длина | Сортность | Цена за м2, рублей |
---|---|---|
12,5 x 96 x 2000 — 4000 мм | А | 250 |
12,5 x 96 x 6000 мм | А | 230 |
12,5 x 96 x 2000 — 6000 мм | B | 220 |
12,5 x 96 x 2000 — 6000 мм | C | 160 |
12,5 x 96 x 2000 — 6000 мм | Экстра (клееная) | 455 |
12,5 x 96 x 2000 — 6000 мм | Экстра (цельная) | 660 |
12,5 x 96 x 2000 — 6000 мм | Штиль | 240 |
12,5 x 120 x 2000 — 6000 мм | Штиль | 260 |
12,5 x 140 x 2000 — 6000 мм | Штиль | 250 |
№1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?
Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка – это обрезанная доска толщиной 7-20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 90-150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.
Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:
- отличные термо— и звукоизоляционные свойства;
- небольшой коэффициент температурного расширения;
- за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
- за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
- внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить здание при облицовке фасада;
- прочность и долговечность;
- экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.
Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.
Класс В
У производителей еще применяется наименование 2 сорт. На этом изделии присутствуют видимые и значительные дефекты.
В этой категории допустима непрострожка в замковой части (на торце). Хотя это не особо мешает при монтаже.
Размер дефектов (сколы, вмятины, выбоины и трещины) не должен превышать 3 см на 60 см погонного метра. На готовом изделии можно встретить синеву (значение не должно превышать 10%), смолы, сучки и сердцевину.
Однако трещины не должны быть сквозными и выходить в торцевую часть. Большинство дефектов носит заводской характер. Возможна небольшая гниль (не более 10%) и червоточины (не более 3 на погонный метр).
Для того, чтобы брак был менее заметен используются специальные затирки и окраска. Последняя предпочтительна в темные тона.