Почему манипуляторы так востребованы
В связи с тем, что данный вид спецтехники востребован во многих отраслях деятельности, в том числе и в грузоперевозках, он постоянно заходится в цене и спрос на него, несмотря на экономический кризис, не перестает расти.
Что качается отрасли грузоперевозок, то большинство транспортных компаний не могут себе отказать в покупке данного вида спецтехники. Все дело в том, что практика показывает, что в процессе доставки грузов основной статьей расходов является оплата услуг рабочих, которые осуществляют погрузку и разгрузку. А покупка собственного манипулятора позволит существенно сэкономить на той статье расходов.
Практика показывает, что такая техника, как манипулятор, практически не простаивает без дела. Использование такой спецтехники позволяет свести к минимуму использование ручного труда при организации погрузочных и разгрузочных работ, что, конечно же, идет на пользу любой компании. Как известно, ручной труд всегда требует большей оплаты. Если имеет место использование манипулятора в процессе организации доставки груза, то штат грузчиков в транспортной компании может быть сокращен до минимума.
Так как манипулятор в транспортной компании используется часто, то такая техника не должна подводить. Следовательно, руководство многих транспортных компаний предпочитает приобретать данный вид техники от надежных производителей, предоставляющих гарантии качества выпускаемого вида спецтехники.
№5. Вылет и грузоподъемность стрелы
Вылет и грузоподъемность стрелы, а также грузоподъемность бортов выбирают в зависимости от типа перевозимых грузов. Все эти характеристики связаны между собой. Отметим, что кран-манипулятор все же уступает полноценным автокранам по возможностям, и грузоподъемность его, как правило, ниже, но все же прогресс не стоит на месте, и на дорогах можно увидеть внушительных размеров манипуляторы, которые по длине стрелы и общей грузоподъемности уже практически наступают на пятки автокранам.
Чем выше грузоподъемность устройства, тем выше его цена как при покупке, так и при аренде. Как правило, грузоподъемность бортов и стрелы пребывают в прямой зависимости друг от друга. Грузоподъемность стрелы колеблется в широких пределах, от 2 до 10 т, а ее длина может быть от 6-7 и до 23 м, но на отечественном пространстве наибольшей популярностью пользуются манипуляторы с вылетом стрелы 8-12 м. Желательно, чтобы стрела была хотя бы на 1-2 м длиннее кузова, но этот совет справедлив не всегда. К примеру, если кузов автомобиля длинный, и планируется перевозить длинные трубы, то достаточно, чтобы стрела доставала хотя бы до середины кузова.
Принимайте в расчет, что чем дальше груз находится от манипулятора, тем ниже становится грузоподъемность стрелы. Другими словами, не стоит ожидать, что манипулятор с грузоподъемностью стрелы в 8 т сможет поднять груз в 8 т на полном вылете стрелы. Максимальный вес кран сможет осилить, когда груз расположен очень близко к нему. Это обязательно необходимо учитывать при выборе манипулятора.
Чтобы оценить реальную грузоподъемность стрелы манипулятора, пользуются понятием грузового момента. Это произведение массы груза на длину стрелы, при которой этот груз можно поднять, измеряется в тоннах на метр. Например, если при выполнении работ вам придется поднимать груз весом в 3 т, который будет располагаться на расстоянии 4 м от манипулятора, то грузовой момент должен быть 12 т.м. Но и тут про здравый смысл забывать не стоит: если грузовой момент составляет 16 т.м, то это не значит, что можно будет поднять груз 16 т, расположенный на расстоянии 1 м — вряд ли найдется такой компактный и тяжелый предмет.
Что же касается грузоподъемности бортов, то манипуляторы принято делить на:
- малотоннажные (1-3 т);
- среднетоннажные (5-10 т);
- большегрузные (более 10 т).
Лучше выбирать манипулятор с небольшим запасом по грузоподъемности, что продлит срок его эксплуатации и станет подстраховкой на случай ошибок в расчетах по массе и габаритам груза. Длину и высоту бортов подбирают в зависимости от того, что будет транспортироваться.
Перевозки манипулятором по Москве
Погрузил, перевез, разгрузил! Оперативность и экономичность манипуляторных перевозок делает их популярными и не заменимыми, особенно, если дело касается транспортировки строительных материалов, где важен вопрос скорости и минимизации расходов на перевозки.
На ряду с мультифукциональностью манипулятор довольно маневренное грузовое транспортное средство, что помогает решать транспортные задачи в стесненных условиях стройплощадок, узких переулков московского центра, загроможденных промзон.
Перевозки манипулятор по Москве осуществляет без особых затруднений в любых условиях, но только, если управляет манипулятором, опытный специалист.
Как же манипуляторы подразделяются?
Мы для удобства клиентов поделили манипуляторы не по конструктивным их особенностям, типам крано-манипуляторной установки, а по их возможностям в перевозках, хоть эти два понятия и тесно связанны друг с другом. Конечно, это условная классификация, но она отражает все же важные отличия одних манипуляторов от других, приводит в некий порядок многообразие манипуляторов и упрощает выбор манипулятора для перевозки.
Малые манипуляторы, перевозки до 1 тонны.
Малые манипуляторы, это манипуляторы для перевозок до 1 тонны. Это и габаритами маленькие манипуляторы и по своим грузоподъемным возможностям, но при этом роль их в городских перевозках не становится менее значимой.
Эти манипуляторы для перевозки по Москве небольших по габаритам и массе грузов: небольшой станок, бочка с жидкостью, какое-то небольшое количество строительных материалов самого различного вида и много чего другого.
Недостаток — короткий борт 3-4 метра, является одновременно и преимуществом при перевозках — высокая маневренность, легкий доступ к тому месту, где требуется погрузка, такой манипулятор ввиду малой высоты заезжает даже в склады или ангары для погрузки оборудования или прочих грузов.
Это снижает затраты на привлечение рабочих — грузчиков, стропальщиков, оператор манипулятора самостоятельно зацепляет груз и осуществляет его погрузку на грузовую платформу
Время на погрузку, а так же, что важно, средства, затрачиваются по минимуму
Перевозки манипулятором по Москве, малым манипулятором, исключают, конечно, большое количество грузов ввиду малых размеров грузовой платформы, но при этом весьма экономичны. Крано-манипуляторная установка таких манипуляторв заменяет фактически небольшую бригаду грузчиков, как в точке погрузки, так и в точке выгрузки, такая автономность помимо сокращения затрат на перевозку, избавляет еще и от множества телефонных согласований.
Средние манипуляторы, перевозки до 5 тонн.
До 5 тонн перевозки манипулятором по Москве, осуществляет техника, скажем, со средними характеристиками, это, манипуляторы уже гораздо более мощные в сравнении с малыми. Длина стрелы такого манипулятора уже позволяет «брать» груз на значительном удалении от места расположения самого манипулятора, через препятствия, через забор, поднимать грузы более габаритные, более массивные, более тяжелые.
Перевозки манипулятор, средний манипулятор, осуществляет на борту длинной до 6 метров. Ему под силу перевозка многих типов бытовок, деревянных, всевозможных домиков охраны, легких киосков и торговых павильонов. Перевезти манипулятором можно и внушительную партию строительного материала, пиломатериал, металлоконструкции, имеющие длинну 6-7 метров.
Такие манипуляторы, японского или корейского производства особенно, довольно маневренны при своих параметрах, имеют низкую платформу, что позволяет делать перевозки манипулятором «высокого» груза, не нарушая никаких ограничений.
№7. УГОЛ ПОВОРОТА МАНИПУЛЯТОРА
Угол поворота манипулятора обусловлен типом конструкции, но, как правило, составляет 360 градусов, т.е. полную окружность. На практике его ограничивают, так как зона над кабиной считается неустойчивой, и если манипулятор занесет туда тяжелый груз, то машина может перевернуться. Обычно в инструкции производителя указываются опасные зоны, а угол поворота может быть ограничен механическим или электронным способом.
Манипулятор может иметь ручное управление рычагами, ручное управление с платформы, с кресла на колонне манипулятора или дистанционное управление.
№8. ВЫБОР АВТОМОБИЛЬНОГО ШАССИ
В зависимости от того, в каких условиях будет работать манипулятор, базой для него может служить:
бортовой автомобиль;
седельный тягач;
трактор;
прицеп.
Первые два варианта наиболее распространены. Специалисты советуют, чтобы масса манипулятора составляла не более 20-25% грузоподъемности шасси, что справедливо, когда с помощью подобной техники будут транспортировать грузы. Если же кран-манипулятор будет использоваться как аналог автокрана и служить просто для подъема грузов, то масса оборудования может отнимать практически всю грузоподъемность базы.
Преимущества и недостатки
Как и у любых средств для транспортировки, у кранов-манипуляторов также отмечают положительные и отрицательные стороны. Среди преимуществ выделяют:
- Гидравлический механизм позволяет выполнять любые действия более бережно, чем обычный подъемный кран с металлической стрелой. Загрузка и разгрузка ТС проводится с наименьшими потерями и дефектами, либо с их полным отсутствием, чего практически невозможно добиться неповоротливым краном.
- Повышенная маневренность стрелы КМУ при погрузочно-разгрузочных работах.
- Стоимость услуг. Аренда крана-манипулятора обойдется немногим дороже обычного грузовика без дополнительной погрузочной техники, но ощутимо дешевле найма специальных погрузчиков или прочих доп устройств.
- Возможность беспрерывной работы, так как не требуется дожидаться приезда или ремонта дополнительных технических средств.
Однако, несмотря на столь внушительные положительные функции, у КМУ тоже обозначают отрицательные моменты:
- Вылет стрелы влияет на ее грузоподъемность. Рабочая мощность подъемной стрелы напрямую зависит от расстояния ее полного вылета. Эта зависимость проявляется в уменьшении мощности подъема при увеличении длины стрелы. Этот момент стоит учитывать при заказе ТС.
- Дорогостоящий ремонт. Шанс сэкономить на стоимости услуги или невнимательность при подсчете требуемой грузовместимости может привести к возникновению неисправности гидравлики манипулятора.
Учитывая нюансы работы КМУ и заинтересованность получателя услуги в минимизации неприятных последствий, рекомендовано все же соблюдать технические требования при работе с данным ТС, не допуская использования на предельных значениях.
№3. ВИДЫ МАНИПУЛЯТОРОВ: КРАН-МАНИПУЛЯТОР И ГИДРОМАНИПУЛЯТОР
Под общим названием манипуляторов обычно подразумевают такие устройства:
- кран-манипулятор;
- гидроманипулятор;
Они отличаются сферой применения, грузоподъемностью и временем рабочего цикла.
Гидроманипуляторы работают с гидравлическими орудиями, оборудуются, как правило, L-образной стрелой и используются для выполнения работ с высокой интенсивностью, например, для перегрузки бревен или металлолома. К подобным установкам предъявляют повышенные требования по надежности, так как время рабочего цикла короткое, а операции однообразные. Установка обычно монтируется за кабиной, иногда ближе к задней части грузовика. Не так давно стали появляться гидроманипуляторы, в которых стрела имеет обратную Z-образную схему складывания, но сфера применения у таких устройств ограниченная.
Краны-манипуляторы в классическом варианте не имеют гидравлического привода и транспортируют грузы с помощью крюковой подвески. Подобную технику используют менее интенсивно, обычно для погрузки и последующей транспортировки на объект. Такие манипуляторы обладают более высокой грузоподъемностью и более длительным временем рабочего цикла, чем и отличаются от гидроманипуляторов. Краны-манипуляторы пользуются большей популярностью.
Рекомендации
При заказе аренды крана-манипулятора впервые соблюсти все нюансы достаточно сложно. Конечно, внимательное оформление документов необходимо, но вот некоторые хитрости, которые помогут использовать КМУ еще эффективнее:
- всегда заказывать транспортное средство с запасом грузоподъемности — это обеспечит отсутствие поломок стрелы или груза;
- более дешевым станет аренда манипулятора с тросовой стрелой, позволяющей поднимать на борт грузы с больших глубин;
- для погрузки-разгрузки в условиях замкнутого пространства рекомендуется использовать кран-манипулятор с устойчивой фиксацией подъемной стрелы, механизм которой должен быть обязательно гидравлическим;
- для большей маневренности и улучшения качества погрузочно-разгрузочных работ использовать стрелу соответствующего типа;
- качественная система крепления, соответствующая типу груза.
Соблюдение весовых и прочих габаритных критериев при оформлении транспортировки негабаритного груза краном-манипулятором обеспечивает качественное выполнение доставки и минимизирует происхождение нестандартных ситуаций в процессе.
№9. ПРОИЗВОДИТЕЛИ МАНИПУЛЯТОРОВ
На отечественных просторах сегодня часто используются манипуляторы корейского производства, которые зарекомендовали себя большим выбором, нормальными ценами и хорошим качеством. Японские манипуляторы стоят намного дороже, но они по качеству исполнения и функционалу считаются одними из лучших
Главный плюс российской техники – ремонтопригодность, так как запчасти можно будет достать без проблем, поэтому если рассматриваете покупку манипулятора, то стоит обратить внимание на отечественную продукцию. С другой стороны, и тем, кто арендует манипулятор, не хочется терять время и ждать, пока найдется необходимая деталь для ремонта, поэтому наличие запчастей к манипулятору становится еще одним важным вопросом при выборе. Китайские манипуляторы, например, отличаются невысокой ценой, но вот расходные материалы к ним найти будет нелегко. Техника европейского и американского производствакачественная, дорогая и представлена у нас в небольшом ассортименте
Техника европейского и американского производствакачественная, дорогая и представлена у нас в небольшом ассортименте.
Что же касается конкретных имен производителей, то стоит выделить такие крупные компании, выпускающие манипуляторы:
- Palfinger – австрийская компания, работающая с 1931 года. В Европе сегодня каждый третий манипулятор относится к производству этой фирмы, представлены они и в России;
- Unic – крупный японский производитель, экспортирует продукцию в 120 стран мира. В России долгое время все манипуляторы называли «юниками» вне зависимости от имени производителя;
- Tadano – еще одна японская компания, чья продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке;
- Fassi – манипуляторы итальянского производства, отличаются высокой производительностью и безопасностью;
- Kanglim – корейская компания, чей существенный плюс заключается в невысоких ценах на манипуляторы высокой грузоподъемности по сравнению с предложениями конкурентов;
- HIAB – крупная шведская компания, продукция которой отличается стабильно высоким качеством и производительностью;
- Велмаш – ведущий отечественный производитель мобильной грузоподъемной техники, впускает в числе прочего и краны-манипуляторы;
- БАКМ (Балашихинские автомобильные краны и манипуляторы) работает с 1948 года и с недавних пор выпускает краны манипуляторы с грузовым моментом 4,6-21 т.м.
Дополнительные “плюсы” аренды:
- Цена приобретения техники составит около 1 млн. руб. (данная цифра будет разниться в зависимости от оснащения манипулятора). Если техника необходима на непродолжительный срок или компания не очень большая и при этом лишь недавно решившая попробовать себя на рынке, расходование подобной суммы фактически не будет иметь смысла. Чем меньше продолжительность аренды, тем она более выгодна в сопоставлении с приобретением техники;
- Заказчик, решивший арендовать манипулятор, избавляется от необходимости проходить технический осмотр, а также от прочей бюрократической волокиты;
- Об оплате сервиса спецтехники и ее периодическом ремонтировании можно не беспокоиться. Разумеется, соответствующие затраты будет нести компания-арендодатель;
- Владельцы будут уплачивать также и транспортный налог;
- Заказчик может не беспокоиться о вопросе хранения спецтехники, ведь арендованную машину всегда можно привезти в автогараж владельцев;
- При крупногабаритных грузоперевозках (более 500 кг) нет необходимости приобретать соответствующую лицензию;
- Имеется возможность выбора тарификации (за смену или ежечасную);
- Для осуществления нескольких типов операций в различное время заказчик может нанять технику, располагающую широким оснащением. Как известно, в процессе строительных работ приходится поначалу использовать манипулятор-экскаватор, после чего кран-манипулятор. Здесь цена аренды будет варьироваться в зависимости от длительности операций.
Помимо этого, аренда избавит от необходимости чересчур углубляться в особенности технических характеристик машины, поскольку представители фирмы-арендодателя наверняка посоветуют подходящий манипулятор, учитывая вид и сложность работ, которые заказчик планирует осуществлять.
Организация доставки
Все-таки большинство стандартных грузов перевозят при помощи обычных грузовых автомобилей. Транспортировка же негабаритных, объемных или тяжеловесных объектов требует предварительного рассмотрения и согласования с контролирующими органами.
Поэтому при составлении маршрута поездки, его необходимо проанализировать и предоставить на утверждение службам контроля за безопасностью движения на дорогах.
Подготовительные мероприятия проводятся с учетом следующих критериев:
- подробности осуществления погрузки и разгрузки транспортного средства;
- километраж перевозки;
- характеристики груза (длина, ширина, высота, объем и прочие значения);
- маркировка груза по классу опасности, если таковой имеется;
- точные координаты пунктов погрузки, разгрузки и перегруза;
- исправность дорожного полотна на всей протяженности маршрута;
- наличие сложных или узких мест прохождения КМУ с негабаритным грузом, пути объезда;
- надежность креплений схемы фиксации транспортируемого объекта на платформе манипулятора;
- грамотное расположение груза в кузове крана-манипулятора в соответствии с регламентом транспортировки негабарита;
- соответствующая маркировка транспортного средства и груза, предупреждающая других участников дорожного движения о типе перевозимого груза.
Также среди обязательных пунктов составления маршрута стоит отметить точность расположения контрольных точек для осмотра груза и ТС, а также их удаленность от населенных пунктов.
Что представляет собой манипулятор
Автомобильный кран-манипулятор представляет собой грузовой автомобиль, на который устанавливается специальная краноманипуляторная установка, также называемую КМУ. Такой вид транспортного средства относят к спецтехнике. При этом можно такую спецтехнику как приобрести уже в готовом виде, так и собрать с нуля. Кроме того, данный вид техники поддается переоснащению.
КМУ — это специальный вид подъемного устройства, которое состоит из нескольких основных частей:
- стрела;
- приспособления для захвата груза;
- опорная рама;
- система управления.
У такого механизма также есть свои разновидности, например, гидроманипуляторы, у которых органы захвата оснащены гидравлическим приводом.
Грузоподъемность манипулятора зависит, прежде всего, от выноса стрелы. По большому счету стрела представляет собой рычаг. Грузовой момент манипулятора измерят в тонно-метрах. По такому показателю, как грузовой момент, манипуляторы можно условно разделить на несколько видов.
Так, к легким манипуляторам принято относить ту спецтехнику, у которой грузовой момент меньше 10 тонно-метров, к средним те, что имеют показатель в 10-30 тонно-метров, а к тяжелым — более 30 тонно-метров. При этом показатель последней группы манипуляторов может достигать 150 тм.
Манипуляторы сегодня получили свое распространение во многих сферах деятельности человека. Так, они довольно часто используются не только в области грузоперевозок. Их очень часто используют во время строительных, дорожных, ремонтных видах работ.
№2. НЮАНСЫ АРЕНДЫ И ПОКУПКИ МАНИПУЛЯТОРА
Ответ на вопрос, что лучше, аренда или покупка манипулятора, стоит искать в сфере деятельности компании. Несложные расчеты помогут понять, что же выгоднее: купить манипулятор определенной модели с четко необходимыми параметрами, обеспечить ему надлежащее содержание, регулярно заправлять и платить квалифицированному водителю-крановщику, или же заплатить за время аренды и не знать хлопот с обслуживанием. На первый взгляд, может показаться, что второй вариант куда проще и легче, и в большинстве случае это действительно так.
Многие владельцы среднего бизнеса приходят к выводу, что лучше взять манипулятор в аренду, особенно если нужна подобная техника лишь от случая к случаю, а порой необходимы манипуляторы с совершенно разными параметрами. Даже в Москве аренда манипулятора обойдется недорого, а серьезные компании предлагают на выбор приличный парк техники отечественного и европейского производства, осуществляя ее своевременное обслуживание и ремонт. Срок аренды может быть любой, а в стоимость уже, как правило, включена оплата труда водителю.
Покупка оправдана в том случае, если компания специализируется на строго определенных типах работ, и на манипулятор возлагается существенная их часть. Само собой, транспортная или крупная строительная компания вряд ли будет арендовать подобную технику. Ухаживать за манипулятором, конечно, придется, но зато он всегда будет доступен на объекте.
Качество выполненных работ напрямую будет зависеть от правильности выбора манипулятора, будь он куплен или арендован. Его характеристики будут сильно зависеть от типа выполняемых работ и специфики местности. Компании, которые продают или сдают краны-манипуляторы в аренду, могут подсказать и дать полезные советы, но это не освобождает от необходимости знать назначение различного краноманипуляторного оборудования.
Обязательно необходимо определиться с тем, грузы какого объема, типа и массы будут перевозиться, от чего напрямую зависят такие параметры, как грузоподъемность, объем кузова, тип манипулятора, вылет стрелы и ее грузоподъемность. От специфики местности, где будут проводиться работы, зависит тип шасси, манипулятора и характеристики стрелы.
Нюансы аренды и покупки
Если заказчик принимает решение купить технику для постоянного использования, разумеется, в таком случае ему будет необходимо оплачивать ее обслуживание и заправку. Перечень затрат станет включать в себя еще и расходы на заработную плату обученного машиниста, ведь без него техника фактически окажется бесполезной. А значит, прежде чем совершить подобную покупку, нужно высчитать, насколько выгодным станет приобретение манипулятора, и через какое время оно сможет окупить себя. Зачастую покупка дорогой спецтехники оправдывает себя только по прошествии нескольких лет, однако стоит понимать, что и в случае должным образом произведенного подсчета никто не может гарантировать, что окупаемость вообще будет иметь место.
В свою очередь, аренда техники предполагает под собой, что все заботы заказчика ограничатся платой за аренду, допзатраты принимать во внимание не нужно. Так, оплата машинисту нередко уже входит в цену аренды. К преимуществам аренды можно отнести и следующие факторы:
К преимуществам аренды можно отнести и следующие факторы:
- возможность производить эксплуатацию техники периодами;
- возможность реализации различного спектра работ.
Профессионалы рынка советуют покупать манипулятор только в тех случаях, когда специализация компании предполагает выполнение работ какого-нибудь одного направления, и эти работы необходимо производить с достаточной частотой.
Для чего применяются КМУ
С помощью подобных машин вы легко сможете, к примеру, транспортировать свой гараж с одного места на другое, либо перевезти готовую баню из бруса на свой дачный участок. Часто заказывают манипулятор, когда требуется перевезти крупногабаритные и тяжеловесные грузы, которые требуют привлечения специальной такелажной техники. Одним словом, использование КМУ избавляет вас от множества дополнительных забот, поскольку вы можете перевозить уже готовые конструкции, не задумываясь о дальнейшем монтаже. Наиболее востребованными краны оказываются в летний период — традиционное для жаркого времени года дачное строительство не обходится без услуг манипулятора.
Важнейшим преимуществом кран-манипуляторной установки является возможность погрузки/выгрузки тяжелых грузов без привлечения дополнительной техники и людей. Все эти операции способен выполнить один человек – водитель. Именно использование манипулятора позволяет в значительной мере снизить расходы, делая транспортировку максимально быстрой и выгодной.
№4. Тип стрелы крана-манипулятора
Одна из принципиально важных характеристик крана-манипулятора – это тип стрелы, точнее тип ее складывания. Выделяют два основных варианта:
- Z-образная, или же стрела без лебедки. Имеет шарнирно-сочлененную конструкцию, которая складывается Z-образным способом. Обладает более высокой грузоподъемностью и дальностью, проста в управлении, надежна, компактна и может обходить некоторые препятствия. Крючок крепится к концу крайней секции стрелы. Секции могут вращаться и изменять угол, но угол наклона ограничен, и есть определенные мертвые зоны;
- L-образная, или стрела с лебедкой, к которой и крепится крюк. Среди преимуществ возможность перемещать груз под любым углом, использовать высокие борта, опускать груз ниже основания рамы, а также полный контроль над скоростью вращения и положением груза. Из минусов отмечают громоздкость и необходимость часто менять лебедочный трос.
Сегодня также можно встретить манипуляторы, в которых стрела совмещает преимущества обоих типов, что достигается за счет использования шарнирного соединения в первых двух секциях и телескопирования остальных секций из второй.