Подготовка металла к окрашиванию

Выбираем краску для металла

На современном рынке лакокрасочные материалы представлены в огромном ассортименте, самое главное – выбрать подходящее покрытие из множества вариантов. Существуют различные составы, подходящие для окрашивания металлических поверхностей, но самыми популярными и широко используемыми остаются масляные, алкидные и акриловые составы.

Некоторые полимерные вещества для покраски металла, к примеру, составы на основе эпоксидной смолы, в бытовых целях применяются редко. Причина тому – их токсичность, к тому же, главным предназначением подобных красок является защита конструкций от высоких температур, что не так уж актуально в повседневной жизни.

Основой масляных красок является олифа, которая, как правило, производится из натуральных масел. Такие вещества хорошо подходят для окраски объектов внутри помещений, а вот для наружных работ они применяются нечасто, поскольку плохо реагируют на высокие температуры. К примеру, металлическую крышу таким составом не покроешь. К тому же, с течением времени масляные краски на поверхности пересыхают до такой степени, что начинают трескаться. В трещины попадает вода, и металл ржавеет. Подобные материалы плохо переносят и ультрафиолетовое излучение – они быстро выцветают.

Нередко для покраски металла применяют алкидные эмали. Лучше всего такое покрытие подходит оцинкованному металлу. Алкидные составы отлично схватываются с любой поверхностью, но не переносят излишнего нагрева, а также отличаются горючестью.

Большой популярностью пользуются акриловые краски для покраски металла. Они появились на рынке сравнительно недавно, но быстро заняли лидирующие позиции среди прочих материалов. Такие составы служат долгие годы, прекрасно защищают металл от ржавчины, не теряют цвета, создают прочную и эластичную пленку, не трескаются. Акриловые краски хорошо переносят нагревание, поэтому ими можно покрывать радиаторы отопления. В своем составе они не содержат вредных компонентов и не горят.

Среди составов для покраски металла стоит выделить краску серебрянку. Она представляет собой мелкодисперсный алюминиевый порошок, который перед нанесением разводится лаком в определенных пропорциях. Такое покрытие создает на металлической поверхности дополнительный прочный слой, отличающийся красивым серебристым блеском.

Вы можете купить уже приготовленный состав в магазине, а можете приобрести порошок и сделать из него краску самостоятельно. Рассмотрим подробнее, чем и как развести серебрянку для покраски металла. Для начала вам стоит определить вид порошка – он бывает крупного и мелкого помола. Крупнодисперсный маркируется как ПАП-1, а мелкодисперсный – как ПАП-2. Порошок с крупными частицами насыпают в емкость и добавляют лак БТ-577 в пропорции 2:5. Потом вещества перемешивают до однородности и получают пастообразную консистенцию. Разбавить краску до более жидкого состояния можно сольвентом, скипидаром или другим растворителем.

При разведении серебрянки ПАП-2 на 1 часть порошка следует добавлять 3-4 части лака, который можно заменить синтетической олифой. Заметьте, натуральную олифу в подобном случае использовать нельзя. Компоненты лучше всего перемешивать строительным миксером, чтоб достичь однородной структуры.

Рейтинг жидких средств для удаления ржавчины

Жидкие средства для удаления коррозии с автомобиля наносятся валиком, кисточкой или другими подручными инструментами. Можно использовать пульверизатор для разбрызгивания.

Преобразователь ржавчины «ЦИНКАРЬ»

Запатентованный продукт российской компании АГАТ-АВТО на основе цинковых и марганцевых оксидов. Образует на поверхности металла цинко-марганец-фосфатное покрытие. Объединяет в своем составе два направления защиты – электрохимическое и консервационное с нанесением защитного слоя. Это достигается оптимальным соотношением кислоты (ортофосфорная) и солей цинка и магния. Выпускается в различной таре. Пользуется большим спросом у автолюбителей.

Положительные моменты:

  • Уникальное соотношение компонентов.
  • Высокая эффективность.
  • Соединение факторов разрушения ржавчины и защиты металла.
  • Получается легированная поверхность.

Проблемные моменты:

  • Требуется тщательное смывание водой.
  • Может повредить красочное покрытие.

Набор для локального цинкования ЦИНКОР

Выпускается под лозунгом блиц-гальваника. В составе – жидкие растворы для обезжиривания, удаления коррозии, нанесения слоя-протектора. Используется для электрохимического метода. Поэтому в наборе – электроды и провод для подключения к аккумулятору. Применение описано в разделе «Электрохимический метод».

Положительные характеристики:

  • Высокоэффективный набор.
  • Проржавленные участки быстро локализуются и устраняются.
  • Цинковый защитный слой с помощью электролиза.

Проблемные моменты:

  • Довольно короткий провод.
  • Невозможно обработать труднодоступные места.

Механическая чистка

Механический способ считается трудоемким, но дает прекрасные результаты. Очистка происходит ручным или механизированным инструментом. В ход идет наждачная бумага, щетки с проволокой, шлифовальные машинки, а также абразивные составы на основе песка, или песка с водой. В итоге удается добиться шероховатой поверхности, которая отличается высокой адгезией к краске.

Для механической очистки используются следующие средства:

  • проволочные щетки. Это специальные инструменты с довольно жестким основанием. С помощью человеческой силы, под давлением они влияют на стальной продукт, как бы соскабливая с него следы разложения. В основном, к нему прибегают для устранения мелких очагов коррозии, а также для зачистки сварных швов при первичной отделке. Способ не позволяет добиться высокого качества очищения, поскольку щетки вовсе не снимают окалину. К тому же, в процессе образуется большое количество пыли;
  • шлифовальные диски. Это куда более эффективный способ, который позволяет снять весь ржавый налет. Метод подходит при наличии небольших дефектов, используется во время восстановительных работ. Если есть рыхлые слои, то их лучше убрать вручную, и только потом браться за шлифовальные диски. Приличных результатов получится добиться, если использовать высококачественные круги для шлифовки. Правда, этот способ отличается и некоторыми недостатками. Потребуются недешевые расходники и определенные навыки работы с инструментом;
  • в пескоструйной установке проводится обработка поврежденной поверхности песком или другим абразивом, который под большим напором воздуха поступает через трубку наружу, воздействует на поверхность, полностью очищая ее отслоя ржавчины и грязи, даже в самых труднодоступных местах. Преимущество состоит в том, что для пескоструя берутся как речные, так и строительные песчаные микрочастицы (размер и форма частиц в зависимости от технологии и установки могут отличаться), более того – они могут легко использоваться повторно. Правда, при вторичном использовании того же песка эффективность обработки снижается, а количество пыли повышается.
  • гидроабразивное зачищение (водопескоструй) использует похожий принцип, но очистка в данном случае происходит под мощной струей воды и песка. Обработка может происходить при разном давлении. Сверхвысокое давление (более 1700 атм) используется, когда надо полностью удалить все следы сильно въевшейся ржавчины. При высоком давлении (700-1700 атм) хорошо удаляется бОльшая часть ржавчины и краски, могут оставаться незначительные следы, которые при более длительной обработке также уходят. Очистка при давлении 350-700 атм позволяет избавиться от старого слоя краски, загрязнений и части ржавчины, но магнетиты все равно останутся на поверхности. Обработку при давлении до 350 атм используют, в основном, для предварительной очистки поверхности, удалении грязи, шелушащейся краски. Очистка при давлении 6-8 атм позволяет наиболее экономично расходовать абразив, снижает уровень образования пыли, но после очистки может возникнуть вторичная ржавчина. Гидроабразивная очистка считается сложной, подобную установку нелегко соорудить, а работать с ней должны только профессиональные, опытные специалисты.

После механической обработке на поверхность металла наносится преобразователь ржавчины. Когда он высыхает, оценивают результат. Если ржавчина все еще есть, то проводят повторную обработку. Все работы выполняют в средствах индивидуальной защиты: спецодежда, очки, респиратор.

Рекомендации в помощь

Для более успешной работы по устранению ржавчины с металла, рекомендуется воспользоваться следующими советами:

  1. Если слой ржавчины составляет более 0,1 мм, просто зачистка поверхности может не помочь – нужно использовать преобразователь.
  2. Использование любых химикатов должно проводиться только после изучения инструкции к конкретному средству.
  3. Чем тщательнее втереть и качественнее распределить преобразователь, тем выше будет эффект.
  4. Замасленные участки следует обязательно обезжиривать до начала обработки.
  5. Нанесение лакокрасочного покрытия следует делать только после полного высыхания смывки.

Все, что необходимо знать о преобразователях ржавчины, найдете в этом разделе.

Стальная поверхность может быть очищена от ржавчины следующими способами:

  • Очистка проволочной щеткой, обычно осуществляемая вращающимися проволочными щётками, является обычным методом, не подходящим для удаления окалины, но подходящим для подготовки сварных швов. Главным недостатком является то, что обрабатываемая поверхность не полностью освобождается от продуктов коррозии и начинает лосниться и становится жирной. Это уменьшает адгезию грунтовок и эффективность покрасочной системы.

  • Обрубка или механическое скалывание обычно осуществляется в сочетании с очисткой проволочной щёткой. Это иногда подходит для местного ремонта при применении обычных или специальных покрасочных систем. Это не подходит для общей подготовки поверхностей для покраски эпоксидными и красками на основе хлорированной резины. Скалывание может использоваться для устранения толстого слоя ржавчины и обеспечивает экономию при проведении последующей пескоструйной очистки.

  • Удалить ржавчину, краску и т.д. из углов и выступов для достижения чистой шероховатой поверхности.

  • Пламенная очистка поверхности включает устранение ржавчины путём термической обработки при использовании специального оборудования (на ацетилене или пропане с кислородом). Это устраняет почти всю окалину, но в меньшей степени ржавчину. Поэтому этот метод не может отвечать требованиям современных покрасочных систем.

  • Шлифовка подразумевает использование вращающихся кругов , покрытых абразивным материалом. Она используется для мелкого ремонта или для удаления мелких инородных частиц. Качество этих шлифовальных кругов было значительной степени улучшено, и это может обеспечить хороший стандарт подготовки поверхности.

  • Способ поверхностной очистки вручную во время которой загрунтованной и покрашенной поверхности придаётся шероховатость и устраняется любое видимое загрязнение (за исключением масляных загрязнений и следов ржавчины).
    Лёгкая очистка, цель: огрубление новой поверхности
     Абразив: мелкий (0,2 — 0,5 мм)
    Тяжёлая очистка (ISO Sa1), цель: удаление слоёв ветхого покрытия
     Абразив: мелкий до среднего (0,2 — 0,5 / 0,2 — 1,5 мм).

  • Столкновение потока абразивного материала, обладающего высокой кинетической энергией, с подготовленной поверхностью. Этот процесс управляется либо вручную струёй, либо автоматически с помощью колеса с лопатками. Это наиболее основательный метод очистки от ржавчины. Пескоструйная очистка с помощью центрифуги, сжатого воздуха и вакуума являются наиболее известными типами.Дробь
    Частицы должны быть практически сферическими и твёрдыми и содержать минимальное количество посторонних примесей и дроби нестандартной формы.
    Грунтовки, использующиеся после дробеструйной очистке, должны быть проверены по своим эксплуатационным характеристикам.Крупный абразив
    Частицы должны иметь угловатую форму с острыми режущими гранями, должны быть удалены «половинки». Если в спецификации не указано что-либо иное, должен быть использован песок минерального происхождения.

  • Влажная очистка под очень высоким давлением
    Давление = более 2000 бар
    Скорость очистки = макс. 10 — 12 м?/час в зависимости от материала, подлежащего удалению.
    Использование: полное удаление всех покрытий и ржавчины. Результат сопоставим с сухой пескоструйной очисткой, но со вспышками ржавчины после высыхания.Влажная очистка под высоким давлением
    Давление = до 1300 бар
    Скорость очистки = макс. 5 м?/час в зависимости от материала, подлежащего удалению. При намного меньшем давлении этот метод используется для удаления загрязнений с любой подложки.
    Использование: удаление соли и других загрязнений, покрытий и ржавчины.Влажная абразивная пескоструйная очистка под низким давлением
    Давление = 6 — 8 кг/см?
    Скорость очистки = 10 — 16 м?/час в зависимости от материала, подлежащего устранению.
    Использование: уменьшение абразивности, уменьшение количества пыли, удаление соли, устранение опасности возникновения искры.
    Результат сопоставим с сухой пескоструйной очисткой, но со вспышками ржавчины после высыхания.

  • Очистка паром:

    Давление = 100 — 120 кг/см?
    Использование: Удаление водорастворимых и эмульгированных загрязнений – подложка высыхает быстрее, чем при обработке подложки водой.

Материалы для покраски

Перед нанесением краски на очищенную поверхность ее лучше прогрунтовать, но многие современные составы позволяют обойтись без грунтовки. Для покраски металла используют такие краски:

  • эпоксидная, на основе силиконовых смол с отвердителем. Высокая токсичность предполагает исключительно наружное применение;
  • масляная – традиционный состав, перед пользованием которого стальную продукцию предварительно покрывают грунтом. Наличие едкого запаха обязует проведение окрашивания в хорошо вентилируемом помещении;
  • алкидная – обладает хорошей устойчивостью, не требует предварительного грунтования, может наноситься в любых условиях;
  • акриловая – современный тип, созданный на основе полимеров. Не отличаются токсичностью, проста в применении, нуждается в тщательной подготовке;
  • резиновая – отлично защищает крыши и наружные элементы, подверженные осадкам.

Это классические лакокрасочные ресурсы, которыей встречаются повсеместно и пользуются популярностью. Однако есть и другие, более специализированные смеси:

  • наносимые конкретно по ржавчине грунт-эмали, которые препятствуют ее развитию;
  • антикоррозийные, не позволяющие поступление влаги и кислорода;
  • кузнечные, придающие износостойкости;
  • токсичные нитрокраски.

Все они способны обеспечить дополнительную защиту, а также повысить характеристики и придать надежности. Все эти действия – важная часть подготовки изделий к дальнейшей покраске и увеличения их срока эксплуатации.

Статья написана для сайта remstroiblog.ru.

Механическая очистка

Механический способ удаления коррозии зарекомендовал себя как самый эффективный. Обработка металла от ржавчины выполняется вручную или с использованием механизированного инструмента. Существует несколько способов удаления ржавчины механическим путем.

1. Очистка поверхности проволочными щетками. Применяется для удаления небольших очагов коррозии и зачистки сварных швов и для первичной обработки поверхностей, покрытых толстым слоем ржавчины. Качество очистки не очень хорошее, окалину щетки не снимают вовсе. Кроме того, в процессе обработки образуется много пыли.

2. Абразивная обработка металла при помощи шлифовальных дисков. Применяется при небольших очагах коррозии. Если для выполнения операции используют диски высокого качества, то результат получается хорошим. Обработка металла абразивным инструментом имеет два недостатка:

  • расход качественных материалов;
  • требования к определенным навыкам выполнения работ.

3. Антикоррозионная обработка металла с помощью пескоструйной установки: бомбардировка очагов коррозии струей песка, подающегося под напором, так называемая пескоструйная очистка металла. Основные элементы пескоструйной установки – емкость с песком и пескоструйный пистолет. Для работы пескоструйной установки достаточно небольшого компрессора.

Пескоструйная обработка

Песок берется обычный речной или строительный. Перед использованием его следует хорошо просушить. Песок можно использовать вторично, предварительно просеяв, но эффективность очистки в этом случае уменьшается в несколько раз. А количество пыли во столько же раз увеличивается.

Пескоструйная обработка удаляет не только всю ржавчину, но и окалину, нагар, слои старой краски. При обработке мест, недоступных для шлифмашинки и наждачки (например, места стыка двух деталей) такой метод является единственно возможным.

4. Гидроабразивная обработка металла (водопескоструйка). Снятие ржавчины происходит под воздействием струи смеси воды и абразива. По интенсивности различают гидроабразивную обработку:

  • под сверхвысоким давлением: полностью удаляется коррозия и все покрытия, нанесенные ранее на обрабатываемую поверхность;
  • под высоким давлением: удаляется большая часть старого покрытия и коррозия. Но могут оставаться участки особо прочного покрытия и черные окислы (магнетиты);
  • под низким давлением: экономный способ в отношении расхода абразива, но после сушки на обработанной поверхности остаются следы вторичной ржавчины.

Гидроабразивная обработка поверхностей является промышленным методом. В отличие от пескоструя, такую установку в гараже не соорудишь.

Материалы для покраски

Перед нанесением краски на очищенную поверхность ее лучше прогрунтовать, но многие современные составы позволяют обойтись без грунтовки. Для покраски металла используют такие краски:

  • эпоксидная, на основе силиконовых смол с отвердителем. Высокая токсичность предполагает исключительно наружное применение;
  • масляная – традиционный состав, перед пользованием которого стальную продукцию предварительно покрывают грунтом. Наличие едкого запаха обязует проведение окрашивания в хорошо вентилируемом помещении;
  • алкидная – обладает хорошей устойчивостью, не требует предварительного грунтования, может наноситься в любых условиях;
  • акриловая – современный тип, созданный на основе полимеров. Не отличаются токсичностью, проста в применении, нуждается в тщательной подготовке;
  • резиновая – отлично защищает крыши и наружные элементы, подверженные осадкам.

Это классические лакокрасочные ресурсы, которыей встречаются повсеместно и пользуются популярностью. Однако есть и другие, более специализированные смеси:

  • наносимые конкретно по ржавчине грунт-эмали, которые препятствуют ее развитию;
  • антикоррозийные, не позволяющие поступление влаги и кислорода;
  • кузнечные, придающие износостойкости;
  • токсичные нитрокраски.

Все они способны обеспечить дополнительную защиту, а также повысить характеристики и придать надежности. Все эти действия – важная часть подготовки изделий к дальнейшей покраске и увеличения их срока эксплуатации.

Основные виды коррозии

Чтобы определить, какие способы стоит использовать в целях обработки ржавчины, в первую очередь, нужно разобраться с тем, какие существуют виды коррозии и каким образом они проявляются.

Классифицируется ржавчина по нескольким параметрам, касающимся степени поражения:

Неглубокие коррозийные пятна, которые распространяются по ширине металлической поверхности, а не в глубину. Мелкие точки, глубоко проникающие в металлическое изделие. Сквозное коррозийное поражение металла. Коррозия подпленочного типа, при которой ржавчина возникает непосредственно под покрытием – на таких участках слои краски обычно вспучиваются

На такие явления нужно обязательно обращать внимание, чтобы предотвратить разрушение металлического изделия

Основные виды коррозии

Механическая чистка

Механический способ считается трудоемким, но дает прекрасные результаты. Очистка происходит ручным или механизированным инструментом. В ход идет наждачная бумага, щетки с проволокой, шлифовальные машинки, а также абразивные составы на основе песка, или песка с водой. В итоге удается добиться шероховатой поверхности, которая отличается высокой адгезией к краске.

Для механической очистки используются следующие средства:

  • проволочные щетки. Это специальные инструменты с довольно жестким основанием. С помощью человеческой силы, под давлением они влияют на стальной продукт, как бы соскабливая с него следы разложения. В основном, к нему прибегают для устранения мелких очагов коррозии, а также для зачистки сварных швов при первичной отделке. Способ не позволяет добиться высокого качества очищения, поскольку щетки вовсе не снимают окалину. К тому же, в процессе образуется большое количество пыли;
  • шлифовальные диски. Это куда более эффективный способ, который позволяет снять весь ржавый налет. Метод подходит при наличии небольших дефектов, используется во время восстановительных работ. Если есть рыхлые слои, то их лучше убрать вручную, и только потом браться за шлифовальные диски. Приличных результатов получится добиться, если использовать высококачественные круги для шлифовки. Правда, этот способ отличается и некоторыми недостатками. Потребуются недешевые расходники и определенные навыки работы с инструментом;
  • в пескоструйной установке проводится обработка поврежденной поверхности песком или другим абразивом, который под большим напором воздуха поступает через трубку наружу, воздействует на поверхность, полностью очищая ее отслоя ржавчины и грязи, даже в самых труднодоступных местах. Преимущество состоит в том, что для пескоструя берутся как речные, так и строительные песчаные микрочастицы (размер и форма частиц в зависимости от технологии и установки могут отличаться), более того – они могут легко использоваться повторно. Правда, при вторичном использовании того же песка эффективность обработки снижается, а количество пыли повышается.
  • гидроабразивное зачищение (водопескоструй) использует похожий принцип, но очистка в данном случае происходит под мощной струей воды и песка. Обработка может происходить при разном давлении. Сверхвысокое давление (более 1700 атм) используется, когда надо полностью удалить все следы сильно въевшейся ржавчины. При высоком давлении (700-1700 атм) хорошо удаляется бОльшая часть ржавчины и краски, могут оставаться незначительные следы, которые при более длительной обработке также уходят. Очистка при давлении 350-700 атм позволяет избавиться от старого слоя краски, загрязнений и части ржавчины, но магнетиты все равно останутся на поверхности. Обработку при давлении до 350 атм используют, в основном, для предварительной очистки поверхности, удалении грязи, шелушащейся краски. Очистка при давлении 6-8 атм позволяет наиболее экономично расходовать абразив, снижает уровень образования пыли, но после очистки может возникнуть вторичная ржавчина. Гидроабразивная очистка считается сложной, подобную установку нелегко соорудить, а работать с ней должны только профессиональные, опытные специалисты.

После механической обработке на поверхность металла наносится преобразователь ржавчины. Когда он высыхает, оценивают результат. Если ржавчина все еще есть, то проводят повторную обработку. Все работы выполняют в средствах индивидуальной защиты: спецодежда, очки, респиратор.

Химическая зачистка

Травление растворами — один из наилучших вариантов, поскольку ржавчина расщепляется под воздействием химически активных веществ. Составы наносятся при помощи кисточек или же путем распыления. Их условно можно поделить на две категории:

  • смываемые вещества работают эффективно, их необходимо смывать водой после реакции, а при воздействии на поверхность воды появятся новые очаги ржавчины. Поэтому после промывания средством элемент необходимо хорошенько просушить и покрыть антикоррозийным слоем;
  • несмываемые, так называемые грунт-преобразователи. Продукт реакции средства и ржавчины сложно назвать полноценным грунтом, однако его не надо смывать водой, а это большой плюс.

Химический способ позволяет снять не только ржавчину, но и загрязнения разного рода. Для этого используются различные смывки и растворители:

хорошим средством снятия ржавого налета является 5% водный раствор серной или соляной кислоты. Но к ним в обязательном порядке добавляется ингибитор, способный замедлить реакцию

Важно понимать, что категорически не рекомендуется использовать кислоты без него, поскольку это может повредить не только сталь, но и негативно повлиять на человеческий организм. К соляной кислоте добавляют уротропин, к ортофосфорной — винную кислоту или бутиловый спирт;
сильно пораженные поверхности обрабатываются смесью молочной кислоты и вазелинового масла

Под влиянием кислоты ржавчина превращается в лактат железа, который как соль легко растворяется вазелиновым маслом. По окончании работ деталь протирается ветошью.

Еще более эффективной очистки можно добиться при помощи электрохимического способа, но для его реализации потребуется сложное промышленное оборудование и специальные условия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Темы о дизайне
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: